вторник, 12 апреля 2016 г.

Голавлиный жор

Я лежал животом на выгоревшей траве и, приподняв голову над высоким песчаным обрывом, наблюдал за мелкими рыбешками. Невысокое солнце уходящего лета рассыпало яркие блики по прозрачной воде. Примерно с полтора десятка голавликов ерзали взад вперед по струе и мясистыми оттопыренными губами тыкали в проплывающий мусор. От возни юрких рыбок на воде то тут, то там с шумом образовывались хаотичные спиральки, похожие на дождик. Со стороны похоже на детскую игру «ручеек», в котором рыбья карусель нескончаемо движется по замкнутому кругу.
Как только какой-нибудь голавлик замешкается или шмыгнет в сторону, подставив струе свой округлый серебристый бок, как его тут же сносит вниз быстрина и освободившееся место спешит занять другая проворная рыбка.
Сверху мне хорошо видно, как стремнина непрерывным потоком несет вниз по течению сухие листья, веточки, травинки, обходя справа и слева торчащую из воды корягу, густо облепленную темными нитями густых темно - зеленых водорослей. Из-под них медленно поднялся на поверхность и важно поплыл вверх по течению красавец голавль. На вид не меньше килограмма. Казалось, что быстрая струя ему нипочем. Показательно демонстрируя свой авторитет, он нагло выдавил со стрежня более мелких особей, заняв на стремнине наиболее выигрышную позицию. Вот бы сейчас подать туда мушку - имитацию.
- Ай! - излишнее любопытство целой своры больших коричневых муравьев заставляет меня наскоро ретироваться с места засады и, отряхнув прилипшие к одежде травинки, я спешно отправился готовить свою надувную лодку к плаванью. Что-то мне подсказывало, что такое активное поведение рыб может быть ознаменовано неплохим уловом.




Наконец-то долготерпеливое ожидание позади, и я снова на воде с нахлыстовой удочкой. Блаженство. Поехали!
С усилием налегаю на весла, поднимаясь все выше и выше по течению. Вокруг тихо и безветренно. Красноватый оттенок наступающего заката залил все пространство вокруг: гладь реки, изумрудом заросшие берега, глубокое, как бездна небо. От тишины и царственной гармонии перехватывает дух. Можно плыть быстрее, но так не хочется создавать лишний шум, чтобы не спугнуть эту обступившую со всех сторон красоту.
Пора. Подниматься выше по реке, смысла нет, потому, что скоро начнет темнеть, лучше я потрачу это время непосредственно на ловлю. Опускаю влажные весла в реку. Течение мягко и плавно потянуло лодку вниз. Вода гладкая, как зеркало, без привычной ряби.
Достаю и накрепко привязываю к концу мощного поводка двухсантиметрового жука. Свеженький, только вчера сошел с «конвейера». Темное брюшко из пушистой оливкового цвета пряжи, гладкая, с прожилками серо-черная спинка с торчащим вверх оранжевым маркером, оттопыренные в стороны лапки, глазки… чудо, а не жук. «Мушки» мне с каждым разом удаются все лучше и лучше. Опыт и мастерство великое дело.




Стараюсь беззвучно спустить с катушки ярко-желтый шнур и осторожно укладываю его кольцами рядом с собой. Медленно, с натяжкой поднимаю удочку над головой и начинаю понемногу раскачивать и отпускать шнур. Вперед - назад. Все дальше и дальше, туда, к лежащему поперек реки огромному разлогому серебристому тополю. Кора местами облупилась, обнажая гладкий тучный ствол, в который упирается водяной поток, а затем с ускорением обходит криво лежащее дерево.
- Он должен там стоять! Место для стоянки голавля шикарное!
Внутри крепко натянут комок нервов. Сердце колотится и, кажется, готово выскочить наружу. В голове одна за другой проносятся ничего не значащие мысли, пока руки послушно делают свое дело.
Забрасываю выше по течению. Сухой вертлявый жук с разворотом шлепает об воду и чуть покачиваясь плавно устремляется вниз. У самого ствола он вдруг резко исчезает в водовороте. Удочку на себя.
- Есть! Ух! С первого заброса! Силен!
В руках туго ходит пригнутая кончиком низко к воде удочка. В голове сумбурно поскакали рваные мысли: Главное не спешить! Не упустить, попустить. Даю себе команду успокоиться. Только спокойно! Все под контролем!
Голавль ушел в густую водяную растительность и там сильно давит вниз. Не знаю названия этих водорослей с ярко-зелеными длинными и тонкими стеблями, которые колышутся на течении, как живой ковер. Рыба ушла в заросли почти вертикально, уперлась там вниз лбом и ни шагу назад. Шнур натянут. Негромко затарахтела трещотка. Вскоре голавль не выдерживает и рвет в сторону. Тяжело, грузно, силы у него более, чем предостаточно.
Держу рыбу внатяжку, пока нас медленно сносит на чистое дно. Ну, теперь все проще. Голавль, упираясь, ходит по кругу, и я могу им управлять, или мне кажется, что могу.
Все, запыхавшийся красавец оказывается рядом с лодкой и устало всплывает прямо к поверхности. Завожу левую руку под прохладное округлое брюшко и беру в лодку. Восхитительный образец. Серебряный панцирь горит, переливаясь на закатном медного цвета солнце. И рыба такая тугая, крепкая, сильная. Огонь, а не рыба!
Снимаю голавля с крючка и по привычке плавно опускаю в реку. Он медленно проваливается и, плавно махая хвостом в глубине, не спеша уходит.
- Ух, здорово!
Глубоко вздыхаю, вытираю об полотенце влажные руки, чуть прихожу в себя, снова беру удочку и делаю новый заброс. Потом еще один. И еще.
Через пару минут история с поимкой повторяется.




За какой-то предзакатный час, который пролетел как один миг, у меня свершилось восемь чудесных поклевок крупного голавля. И все разные: с громким чавканьем, брызгами и ударами хвоста. С показательным выходом на жука, при котором мне даже удавалось хорошо разглядеть рыбу, прежде, чем она брала «мушку». Были поклевки и в стиле «украсть незаметно» с осторожным неспешным подкрадыванием и поклевки, после которых голавль, изгибаясь всем телом, взлетал вверх, на секунду зависнув в воздухе.
Я ловил, пока почти совсем не стемнело. Это был дивный день и восхитительная рыбалка.




Четыре рыбы были мною отпущены в родную стихию, а четверым голавлям не повезло. Скажу только, что эти рыбы стали главными участниками прекрасной застольной беседы под огромным звездным куполом у пламенеющего искорками костра.

Мы с друзьями, сидя за импровизированным столом, отдали хозяевам реки заслуженную честь и хвалу.


1 комментарий:

  1. Витиевато написано, но сильно. Особенно про "ловлю в приглядку", я тоже такое люблю. А трава, названия которой не знаешь, похожа на разновидность валиснерии. У тебя аквариума нет? По такой траве да воблерочком бы... Везёт тебе, сезон уже открыл. Даст Бог, и я на эти выходные разловлюсь.

    ОтветитьУдалить